Fossil Fauna and Flora

The stone history of the mountainous nature of Tajikistan is well-exposed and easily accessible to study. There are numerous deposits of fossil fauna and flora, tens of which are unique; however, none of these is protected by the state. Some of the easily accessible deposits of fossils are now under the threat of destruction due to human activity.

Identification of the logic of the origin, development and extinction of ancient biosystems allows to learn more about the present biodiversity, reasons for survival, vulnerability, fragility and instability, and to work out the best solutions on species conservation.

Precambrian (more than 570 m.y.) fossils are rare in Tajikistan; they are represented by the remnants of primitive algae and rare invertebrates.

The oldest precise age of fossils found in Tajikistan is Paleozoic (570-230 m.y. ago). The Paleozoic organic world of Tajikistan is rich in composition. The territory of Paleozoic Tajikistan was occupied by tropical sea. At the end of Paleozoic, the total area of the present Northern, Central, and, partly, Eastern Tajikistan was free of water. That was the age when spore-bearing and gymnosperm plants developed. All classes of cold-blooded vertebrates (agnathous, fish, amphibian, and reptiles) appeared in Paleozoic. The invertebrates of the Paleozoic were represented by conodonts, brachiopods, rugoses, and tabulates; the first half of Paleozoic - by trilobites, archaeocyathids, graptolites, tentaculites, nautiloids, and endoceratites; in the second half of Paleozoic, goniatites and foraminifers were common. Peaks of sea invertebrate biodiversity were in Late Cambrian, Middle Ordovician, Early Devonian, Early Carboniferous, and Early Permian. Paleozoic fossils are found in numerous deposits of Tien Shan and the Pamirs.

By the beginning of Mesozoic (230-67 m.y. ago), the northern, Northeastern, Central, and a part of Southern Tajikistan was occupied by land, with young mountains; the Southern Tajikistan was a sea bottom. In Mesozoic, gymnosperms and filices dominated here. In the second half of Cretaceous, higher angiosperms were dominating. Of vertebrates, reptiles were common. Warm-blooded animals - mammals and birds - also appeared in Mesozoic. Invertebrates of Tajikistan were widely represented by ammonoids, bivalves (oysters, rudists); in early Mesozoic - by conodonts, in late Mesozoic - by echinoids. Peaks of sea invertebrate biodiversity were reached in Late Triassic, Middle Jurassic, and Middle Cretaceous. The Mesozoic fossils of Tajikistan were defined from numerous deposits of Tien Shan and the Pamirs.

In the Cainozoic era (for 67 m.y. till now), including the present stage of evolution, the alpine epoch of folding and mountain-formation that shaped the present appearance of mountains manifested itself. This epoch still continues on the territory of in the country. In the late Early Cainozoic, the sea completely regressed from the territory of Tajikistan and a continental regime was established everywhere in the country. Cainozoic is the time when all present families and genera of animals and plants appeared. A specific feature of the Cainosoic era is domination of higher angiosperms. Higher placental mammals that were common on Earth as early as the beginning of the era, develop; they inhabited land and accommodated to life in water and on land.

The localities of Cainosoic fossils and archaeological monuments are in the Kuramin, Turkestan, Zeravshan, Hissar, Karategin, Peter the Great, Zaalay, and Darvaz ridges; in the Fergana, Maghian, and Tajik depressions; and in the Pamirs.

Mass extinction of higher plant groups, as a rule, does not coincide with that of animals, it occurred approximately half geological era earlier

Share on

Publications

  • Protecting national heritage of Tajikistan!
  • Biosafety and Environment: Introduction to Cartagena Protocol on Biosafety
  • NATIONAL REPORT ON THE IMPLEMENTATION OF THE RAMSAR CONVENTION ON WETLANDS IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN
  • Cartagena Protocol on Biosafety
Publications archive
Protecting national heritage of Tajikistan!

Protecting national heritage of Tajikistan!

"Protecting national heritage of Tajikistan!" has been prepared in the framework of UNDP/GEF project "Conservation and sustainable use of Pamir Alay and Tien Shan ecosystems for snow leopard protection and sustainable community livelihoods" and is dedicated to the International Day of Snow Leopard, which is annualycelebrated on October 23.

The publication is intended for a wide range of readers and lovers of nature, and is intended to inform about the importance and value of conservation of the snow leopard ecosystems and its prey.

Biosafety and Environment: Introduction to Cartagena Protocol on Biosafety

Biosafety and Environment: Introduction to Cartagena Protocol on Biosafety

Full text in russian

NATIONAL REPORT ON THE IMPLEMENTATION OF THE RAMSAR CONVENTION ON WETLANDS IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

NATIONAL REPORT ON THE IMPLEMENTATION OF THE RAMSAR CONVENTION ON WETLANDS IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The National Report on Ramsar Convention consists of four sections:

Section 1 provides the institutional information about the Administrative Authority and National Focal Points for the national implementation of the Convention.

Section 2 is a ‘free-text’ section in which the Party is invited to provide a summary of various aspects of national implementation progress and recommendations for the future.

Section 3 provides the 66 implementation indicator questions, grouped under each Convention implementation strategy in the Strategic Plan 2009-2015, and with an optional ‘free-text’ section under each indicator question in which the Contracting Party may, if it wishes, add further information on national implementation of that activity.

Section 4 is an optional annex to allow any Contracting Party that so wishes to provide additional information regarding any or all of its Wetlands of International Importance (Ramsar Sites).

Full text of the report.

Cartagena Protocol on Biosafety

Cartagena Protocol on Biosafety

The Cartagena Protocol on Biosafety to the Convention on Biological Diversity is an international agreement on biosafety, as a supplement to the Convention on Biological Diversity. The Biosafety Protocol seeks to protect biological diversity from the potential risks posed by genetically modified organisms resulting from modern biotechnology.

The Biosafety Protocol makes clear that products from new technologies must be based on the precautionary principle and allow developing nations to balance public health against economic benefits. It will for example let countries ban imports of a genetically modified organisms if they feel there is not enough scientific evidence that the product is safe and requires exporters to label shipments containing genetically altered commodities such as corn or cotton.

The required number of 50 instruments of ratification/accession/approval/acceptance by countries was reached in May 2003. In accordance with the provisions of its Article 37, the Protocol entered into force on 11 September 2003. As of March 2015, the Protocol has 170 parties, which includes 167 United Nations member states, Niue, the State of Palestine, and the European Union.

Full text in english is available here 

Video

Ископаемая фауна и флора

В горных условиях Таджикистана каменная летопись минувшей жизни природы хорошо обнажена и легкодоступна для изучения. Здесь имеются многочисленные места нахождений ископаемой фауны и флоры, десятки из которых уникальны, однако нет ни одного охраняемого государством объекта. В настоящее время некоторые легкодоступные местонахождения ископаемых органических остатков оказываются под угрозой разрушительной деятельности человека.

Выявление закономерности возникновения, развития и исчезновения древних биосистем позволяет больше узнать о современном биоразнообразии, причинах выживания, степени уязвимости, хрупкости, неустойчивого состояния, а также выработать оптимальные решения по сохранению видов.

Докембрийские (более 570 млн. лет назад) ископаемые организмы в Таджикистане встречаются редко и представлены остатками примитивных водорослей и редкими беспозвоночными.

Древнейший, достоверно установленный возраст найденных в Таджикистане ископаемых органических остатков - палеозойский (570-230 млн. лет назад). Органический мир палеозоя Таджикистана богат по составу. В палеозойскую эру территория Таджикистана покрывалась тропическим морем. В конце палеозоя вся площадь нынешнего Северного, Центрального и частично Восточного Таджикистана освободилась из под воды. В это время здесь развивались споровые и голосеменные растения. В палеозое появились все классы хладнокровных позвоночных: бесчелюстные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Из беспозвоночных в течение всего палеозоя были широко представлены конодонты, брахиоподы, ругозы, табуляты, а в первой половине палеозоя - трилобиты, археоциаты, граптолиты, тентакулиты, наутилоидеи и эндоцератиты, во второй половине палеозоя - широко развиваются гониатиты и фораминиферы. Максимумы биоразнообразия морских беспозвоночных были в позднем кембрии, среднем ордовике, раннем девоне, раннем карбоне и ранней перми. Ископаемые органические остатки палеозоя установлены в многочисленных местонахождениях в Тянь-Шане и на Памире.

К началу мезозойской эры (230-67 млн. лет назад) северную, северо-восточную, центральную и часть южной территории Таджикистана занимала суша с молодыми горами, Южный Таджикистан был дном моря.

В мезозое здесь господствовали голосеменные и папоротникообразные растения. Во второй половине мелового периода господствующее положение занимали высшие покрытосемянные растения. Из позвоночных животных были широко распространены пресмыкающиеся. В мезозое появляются и теплокровные животные - млекопитающие и птицы. Беспозвоночные в Таджикистане были широко представлены аммоноидеями, двустворками (устрицами, иноцерамами, рудистами), в начале мезозоя конодонтами, а в конце - морскими ежами. Максимумы биоразнообразия морских беспозвоночных были в позднем триасе, средней юре и среднем мелу.

Ископаемые организмы мезозоя Таджикистана установлены в многочисленных местонахождениях в Тянь-Шане и на Памире.

В кайнозойскую эру (67 млн. лет назад и ныне), включающую и современный этап развития, проявлялась альпийская эпоха складчатости и горообразования, придавшая горным сооружениям, в основном, современный облик. Эта эпоха продолжается на территории страны до сих пор. В конце раннего кайнозоя море полностью отступило с территории Таджикистана и повсеместно установился континентальный режим. Кайнозой, это время появления всех современных семейств и родов животных и растений. Характерной особенностью флоры кайнозоя является господство покрытосеменных цветковых высших растений. Развиваются высшие плацентарные млекопитающие, которые уже в начале эры расселились очень широко по Земле - они заселили сушу и приспособились к водной и наземной жизни.

Местонахождения ископаемых органических остатков и археологических памятников кайнозойского возраста находятся в Кураминском, Туркестанском, Зеравшанском, Гиссарском, Каратегинском, Петра Первого, Заалайском и Дарвазском хребтах, в Ферганской, Магианской, Таджикской впадинах и на Памире.

Массовые вымирания групп высших растений, как правило, не совпадают с вымираниями животных, а предшествуют им примерно на половину геологического периода.

Поделиться

Публикации

  • Сохраним национальное достояние Таджикистана!
  • Биобезопасность и окружающая среда: Введение в Картахенский протокол по биобезопасности
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
  • Картахенский Протокол по Биобезопасности
Архив публикаций
Сохраним национальное достояние Таджикистана!

Сохраним национальное достояние Таджикистана!

"Сохраним национальное достояние Таджикистана!" подготовлена в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение и устойчивое использование экосистем Памиро-Алая и Тянь-Шаня для охраны Снежного барса и устойчивой жизнедеятельности сообществ» и посвящается Международному дню Снежного барса, который ежегодно отмечается 23 октября.

Данная публикация предназначена для широкого круга читателей и любителей природы, и призвана информировать о важности и значении сохранения экосистем снежного барса и его охотничьих объектов.

Биобезопасность и окружающая среда: Введение в Картахенский протокол по биобезопасности

Биобезопасность и окружающая среда: Введение в Картахенский протокол по биобезопасности

Введение в Картахенский протокол по биобезопасности было опубликовано секретариатом Конвенции о биологическом разнообразии и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в июне 2003 года с целью помочь широкой общественности глубже понять Картахенский протокол по биобезопасности. Оно не имеет целью давать правовое толкование его положений. С дополнительно информацией можно ознакомиться в тексте самого Протокола.

Полный текст сборника можно скачать здесь.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Отчет содержит информацию о выполнении Рамсарской Конвенции на национальном уровне и состоит из четырех разделов:

Раздел 1. предусматривает институциональной информации о точках административной власти и национальных координаторов для осуществления Конвенции на национальном уровне.

Раздел 2. Раздел «свободного текста», в котором предлагается представить резюме различных аспектов национального прогресса реализации и рекомендации на будущее.

Раздел 3. Содержит 66индикаторные вопросы реализации, сгруппированных в соответствии с каждой стратегии осуществления Конвенции в Стратегическом плане на 2009-2015 годы, и с дополнительным разделе "свободного текста" по каждому показателю вопрос, в котором Договаривающаяся Сторона может, если она хочет, добавиит дополнительно информация о национальном осуществлении этой деятельности.

Раздел 4. Опционально приложение, чтобы какой-либо Договаривающейся Стороне, так желает предоставить дополнительную информацию о любых или всех своих водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Рамсарских сайтов).

Полный текст отчета.

Картахенский Протокол по Биобезопасности

Картахенский Протокол по Биобезопасности

Картахенский Протокол по Биобезопасности Конвенции о Биологическом Разнообразии является международным соглашением по биобезопасности, в качестве дополнения к Конвенции о Биологическом Разнообразии. Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, связанных с генетическими модифицированными организмами в результате применения современной биотехнологии.

Протокол по биобезопасности проясняет, что продукты, полученные посредством применения современных технологий должны быть основаны на принципе предосторожности и позволит развивающимся странам сбалансировать общественное здоровье от экономических выгод. Например, это позволит странам запретить импорт генетически модифицированных организмов, если те почувствуют, что нет достаточных доказательств того, что продукт является безопасным и требует от экспортеров, маркировки грузов, содержащих генетически измененные товары, такие как кукуруза или хлопок.

Необходимые 50 инструментов ратификации / присоединения / утверждения / принятия странами были достигнуты в мае 2003 года. В соответствии с положениями Статьи 37, того же Картахенского Протокола по Биобезопасности, протокол вступил в силу 11 сентября 2003 года. По состоянию на март 2015 года протокол имеет 170 Сторон, в число которых входят 167 государств-членов Организации Объединенных Наций, Ниуэ, государство Палестина и Европейский Союз.

Полный текст на русском доступен здесь

Видео